|
Образовательная политика |
|
6–32 |
Нашему обществу предстоит качественный сдвиг в производительных силах, переход к интенсивному развитию, соединение на деле преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции. Это требует от всех участников общественного производства более высокого уровня образованности и общей культуры и, следовательно, ставит перед всей системой образования и воспитания новые сложные проблемы. Можно наметить несколько взаимосвязанных сторон в единой стратегии предстоящей перестройки нашей воспитательно-образовательной системы. Рассмотрим некоторые из них.
| |
|
33–51 |
Перевод статьи.
| |
|
52–72 |
В статье дан краткий обзор изменений законодательства в сфере регулирования высшего образования, а также анализ некоторых положений новых правовых актов. Особое внимание уделено соотношению степеней высшего образования согласно внесенным в соответствующие законы изменениям. Автор указывает на некоторые противоречия между отдельными положениями законов об образовании и Конституцией РФ. Обсуждаются перспективы программ второго высшего образования в связи с введением двухуровневой системы высшего образования, а также возможности трудоустройства лиц со степенью бакалавра и специфика статуса специалистов. Работа выполнена на основании анализа нормативных актов, работ ученых-юристов, а также с использованием публицистических статей, в том числе зарубежных авторов, посвященных реформе образования.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
73–107 |
Современная система государственных учебных заведений во многих странах не справляется с повышенным спросом на услуги образования, особенно в условиях бюджетного дефицита. Негосударственные школы не только позволяют удовлетворить этот спрос, но и способствуют повышению стандартов качества и эффективности обучения. От государственных школ, не способных обеспечить доступность для всех качественного базового образования, частные школы отличаются финансовой эффективностью, быстротой реагирования на возникающие проблемы, высоким уровнем подотчетности. В статье дана характеристика негосударственного сектора образовательных услуг, рассмотрены формы его взаимодействия с государственной системой образования. Обсуждаются способы государственного регулирования деятельности частных учебных заведений, основные виды частно-государственного партнерства в сфере образования. Обзор преимущественно касается довузовского обучения.
| |
|
108–121 |
Перевод статьи. Аннотация: Определить экономическую отдачу от инвестиций в человеческий капитал чрезвычайно важно как для отдельных индивидов, так и для общества в целом. В статье показано, что для корректного оценивания такого рода эффектов необходимо четко понимать, каковы микроэкономические детерминанты человеческого поведения. Без этого эмпирический анализ таких явлений, как карьерный рост, выбор вуза или формирование заработной платы, лишен целостности. Авторы обосновывают важность микроэкономических моделей выбора для изучения карьеры как процесса последовательного принятия решений, обсуждают преимущества данных моделей по сравнению с моделями агрегированных спроса и предложения. Приводятся результаты собственных исследований процесса выбора вуза, проведенных с помощью микроэкономических моделей.
Перевод статьи: Microeconomics of College Choice, Careers, and Wages // ANNALS, AAPSS, 559, September 1998. P. 12–24.
| |
|
122–135 |
В последние 25 лет наблюдается переход от элитного к массовому высшему образованию. Такая трансформация, подпитываемая значительным притоком как зрелых, так и молодых студентов, сделала область высшего образования более сложной и нестабильной, чем она была даже десять лет назад. В статье на основе кейсов десяти абитуриентов проводится предварительный анализ осуществления выбора в современном высшем образовании. Этот процесс происходит в условиях углубляющихся различий между поступающими в вузы и растущего неравенства в доступе к образованию. Приводятся доказательства того, что выбор студентами учебного заведения определяется переплетением черт половой, расовой и социальной идентичности. Бытует мнение, что политика по расширению доступа к высшему образованию обеспечивает социальную справедливость. Однако изучение опыта этих десяти студентов позволяет сделать более сложные и менее оптимистичные выводы.
Перевод статьи: Always knowing and never being sure: familial and institutional habituses and higher education choice // Journal of Education Policy. 2007. Vol. 13. № 4. P. 519–529.
| |
Практика |
|
136–160 |
В статье характеризуются основные подходы к формированию контрольных цифр приема в магистратуру и приводятся данные по первоначальному опыту подготовки магистров в России. Рассматриваются особенности подготовки магистров, включая определение их доли в общей численности студентов, в странах, имеющих значительный опыт организации двухуровневой системы образования. На основании данных о динамике численности научных работников (исследователей), лиц, занятых проектными и конструкторскими разработками, преподавателей технических вузов, а также об их возрастном составе сделан прогноз потребности в выпускниках магистратуры технических вузов на ближайшую перспективу. При этом определены основные требования, которые должны предъявляться к вузам, претендующим на открытие магистратуры. Приводятся результаты расчетов по экономическому обоснованию стоимости подготовки магистров в сравнении со специалистами.
| |
|
161–185 |
Представлены результаты выполнения проекта Всемирного банка «Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО)», цель которого — создание и апробация инструментария для оценки уровня сформированности соответствующих компетентностей. В статье кратко описывается понятийный аппарат исследования, представлены основные подходы к проектированию инструментария и процедуры оценивания ключевых профессиональных компетенций, приводятся примеры разработанных контрольно-измерительных материалов, обсуждаются результаты апробации инструментария.
| |
Дискуссия |
|
186–199 |
В журнале «Вопросы образования» № 3 2007 г. была опубликована статья Т.Л. Клячко, В.А. Мау «Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации». Она вызвала интерес у читателей. И в продолжение дискуссии на эту тему публикуется два мнения — доктора исторических наук, профессора Кемеровской государственной медицинской академии Л.Н. Лопатина и Л.Л. Любимова — доктора экономических наук, заместителя научного руководителя ГУ–ВШЭ.
| |
|
200–203 |
В журнале «Вопросы образования» № 3 2007 г. была опубликована статья Т.Л. Клячко, В.А. Мау «Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации». Она вызвала интерес у читателей. И в продолжение дискуссии на эту тему публикуется два мнения — доктора исторических наук, профессора Кемеровской государственной медицинской академии Л.Н. Лопатина и Л.Л. Любимова — доктора экономических наук, заместителя научного руководителя ГУ–ВШЭ.
| |
Статистика и социология образования |
|
204–216 |
Обзор подготовлен старшим научным сотрудником Института статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ канд. экон. наук Д.Р. Юсиповой.
| |
|
217–239 |
Автор описывает основные этапы развития проблематики престижа профессий от ее возникновения в 1925 г. вплоть до новейших исследований 2006 г. Главный феномен, связанный с понятием престижа профессий, состоит в том, что вне зависимости от использованной методики, выборки испытуемых, места и времени проведения исследования относительный рейтинг престижности профессий остается практически неизменным. Новейшие, более точные исследования показали, что престиж профессий все же имеет небольшую динамику, но рейтинг по-прежнему остается очень устойчивым. В России подобные исследования практически отсутствуют. В статье раскрывается самая общая картина представлений о престиже профессий, сложившихся в западной социологии на основании сотен опросов. Делается вывод о целесообразности проведения в России исследований престижа профессий. Этот феномен представляет интерес как для решения прикладных задач (например, для профессиональной и образовательной ориентации или в качестве объективного параметра стратификации для всех общественных наук), так и в качестве самостоятельного предмета изучения.
| |
|
240–259 |
Важным компонентом современного мирового рынка образовательных услуг является составление глобальных рейтингов вузов. Они востребованы абитуриентами и их родителями, руководством вузов, чиновниками и другими заинтересованными сторонами. Большой интерес вызывают глобальные рейтинги и в России. Авторы рассматривают существующие сейчас в мире подходы к их составлению и оценивают место российских вузов в этих рейтингах.
| |
Из истории образования |
|
260–295 |
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
296–312 |
| |